О субботе, воскресном дне и законе. Одним из главных упреков адвентистов 7-го дня в адрес других христиан является утверждение о якобы забвении "истори- ческими" церквами 4-й заповеди "Помни день субботний" и замене заповеди Божией преданием человеческим, выразившемся в пере- носе дня покоя на воскресенье. Я попытаюсь изложить православное понимание этого вопроса и то, в чем адвентисты, с моей точки зрения (совпадающей с учением Православной Церкви), неверно понимают Священное Писа- ние. 1.Учение Нового Завета о преходящем характере Закона 1.1.Синайское законодательство как условие Завета Как известно, Священная История есть ряд заветов Бога с человеком: 1) Завет с Адамом в Эдемском Саду (Быт. 2:15-17); 2) Завет с Ноем (обещание, что потопа больше не бу- дет; дозволение есть плоть в пищу; обещание взыскать за неправедно пролитую кровь и.т.д.) (Быт. 9:1-9); 3) Завет с Авраамом (Быт. 12:2;17:4-14); 4) Синайский завет с вышедшим из Египта народом (Исх.24:4-8,12); 5) Завет с Давидом (обетование, что Мессия (Христос) будет его потомком (2 Цар. 7:16)); 6) Новый завет со Христом, заключенный на Голгофе. Закон есть условие 4-го завета (см. Гал.3:17-19), и необ- ходимость его соблюдения подтверждается при даровании Давиду обетования о происхождении Христа из чресел Давидовых (см.Пс.88:30-33). Отличие 4-го завета от предыдущих заключается в том, что этим заветом Израиль обещает быть таким народом, у которого Господь (Господин) есть Бог. Главное в 4-м завете - то, что Израиль становится, так сказать, "вассалом Божиим" ("люди, взятые в удел" - см. Исх.19:5), а Бог есть единственный истинный Царь Израилев. ("И будите Мне народом, а Я буду вашим Богом" - Иер.11:4). Цель 4-го завета состоит в создании истинно теократического общест- ва, т.е. сообщества людей, над которыми правителем является Сам Бог. А раз речь идет о сообществе людей, то ставится воп- рос о том, как же этому обществу жить так, чтобы Бог воистину был его Господином (Господом, Царем). Народ приносит своему Царю вассальную присягу, Царь же дает подданным законодательство, которое они должны исполнять. Так как Царь (Господь) Израиля есть Бог, то в этом законода- тельстве гражданские и уголовные установления не отделяются от того, что бы мы назвали богослужебным уставом, или культовым законом. Это весьма логично: в законе, данном земным царем, тоже может не разделяться гражданское и уголовное право от придворных церемоний. В законодательстве любого государства можно выделить Основной Закон (Конституцию), имеющй среди всех законов особый статус (т.к. он выражает в себе самые принципы государственно- го строительства). Такой же конституцией Моисеева Закона явля- ются и 10 заповедей. Ветхозаветному израильтянину необходимо исполнять закон не просто потому, что "законом познается грех " (Рим. 3:20), но и потому, что он "подданный" (на более привычном языке -"раб") божий, гражданин невидимого Царства, в котором прави- телем является Бог. 1.2.Учительная и назидательная роль Закона Кроме этой роли закона как условия Синайского завета, ко- торая продолжала действовать до заключения Нового Завета со Христом для всего Израиля у Закона была еще одна роль: учи- тельная и назидательная. "Поучаясь в законе", ветхозаветный иудей познавал мудрость Творца. В Псалме 118 в значительной степени речь идет об этой 2-й роли Закона. Эту же вторую роль закона имел в виду Ап.Павел, когда го- ворил, что законом познается грех. Это же он имел в виду, ког- да писал во 2 Тим. 3,16 , что "все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" .Речь здесь идет, очевидно, еще о Писаниях Ветхого Завета (см. предыдущий стих), т.к. собрания новозаветных книг во всей его полноте тогда еще не существова- ло. 1.3.В Новом Завете Закон перестал быть условием завета Говоря на Тайной Вечере о Новом Завете, который Он должен заключить вскоре, Христос ни слова не упомянул о Законе. Это и не удивительно: если Ветхий завет был заветом взятия в под- данство, то Новый завет есть завет усыновления Богу (см. Гал.4,4-7). Итак, Христос вывел нас из-под юрисдикции Моисеева закона, т.к. мы теперь не находимся с Богом не в отношениях "подданный-царь" (на языке Библии "раб-господин"), а в отноше- ниях "сын-отец". Искупление, совершенное Христом, делает не- нужными юридические отношения (а где закон, там и юридизм) между человеком и Богом. Поэтому говорится, что "мы не под законом, но под благо- датью" (Рим. 6:14) . Это, безусловно, не означает, что мы, не связанные "игом закона", можем теперь делать все, что вздума- ется: грех остается грехом. Просто в семье конфликты разреша- ются иначе, чем в государстве. 1.4.Учительная и назидательная роль закона сохраняется Собственно, этого не отрицает и Ап.Павел (см. выше наше замечание о 2 Тим. 3,16). Выход закона из юридического действия не обязательно превращает его в что-то совсем не нуж- ное: например, римское право не применяется ни в одной стране, но все студены-юристы изучают его как образец, хотя и не при- менимый во всех своих частностях к нашему времени. Ошибка адвентистов в их отношении к закону состоит в том, что они спутали эти два аспекта закона. Обычное возражение ад- вентистов на утверждение, что закон отменен: "Ну что же, те- перь можно убивать, прелюбодействовать, обманывать, кланяться иным богам и.т.д. ?". Дело в том, что все это так или иначе было мерзостью пред Богом и до закона (Рим. 5,13), что можно понять, читая книгу Бытия, как раз посвященную дозаконному пе- риоду. Просто, в связи с принятием Израилем на себя ига закона такие дела стали караться не только божественным судом, но и человеческому суду было вменено в обязанность пресекать это. Когда адвентисты упрекают, например, православных, что те непоследовательны в "отмене закона", то это опять происходит из смешения адвентистами этих двух ролей закона: мы относимся к Закону Моисееву, как юристы к римскому праву: юридически он для нас не действует, а поучительности его никто не отрицает. Кроме того, в качестве мерила нашего отношения к Богу и ближнему есть принцип "Люби Бога и люби ближнего". Известно, что на этих двух столпах стоят весь Закон и пророки, и испол- нивший это - исполнил весь Закон. Просто, при заключении заве- та между Богом и Израилем с последнего нельзя было брать столь неконкретное обязательство: закон должен быть жестко формали- зован, чтобы нарушитель не мог избежать кары закона, пользуясь отсутствием конкретных формулировок. В условиях же Нового Завета этика строится на этих двух заповедях. Они действительно достаточны для обличения в гре- хах, если обличаемый не настолько жестоковыен, что разговари- вать с ним надо уже "не по человечески, а в официальном тоне". Бог, усыновив нас Себе, надеется на нашу сыновнюю признатель- ность. Напротив, Ветхий Завет допускает, так сказать, и "офи- циальный" тон разговора Бога с человеком - в меру жестоковый- ности последнего. 1.5.Причины отмены Моисеева законодательства Апостол Павел сказал (Гал. 3,19), что закон дан до време- ни пришествия семени, к которому относится обетование, т.е. Христа. Не обращать внимания на это явное свидетельство Свя- щенного Писания нельзя... В чем же дело ? Ответ таков: в Новом Завете между челове- ком и Богом устанавливаются отношения усыновления (1-е Ин.3:2 "Дети !Мы теперь дети Божии..."; Еф. 1:11 "В Нем и мы сделались наследниками..." и.т.д.). Усыновление, как установ- ление более тесной связи между человеком и Богом, отменяет вассальные отношения между ними, условием которых был Закон. В Новом Завете сообщество верующих - Церковь - называется не только "Народом Божиим", "Людьми, взятыми Богом в удел", как в Ветхом, но и, дополнительно к этому, "Телом Христовым". Но, утверждают адвентисты как же может быть хоть что-то в Законе изменено, если Христос говорил, что "не нарушить закон пришел Он, а исполнить" (см Мф.5:17) и "ни йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мф.5:18)? Здесь адвентисты противоречат сами себе, утверждая, что по крайней мере, богослужебный устав с кровавыми жертвами от- менен, т.к. жертвы указывали на Голгофскую Жертву, уже при- несенную. Значит, йота все-таки прешла... Ну ладно, будем счи- тать, что Жертва Христа просто механически заменила прообраз- ное храмовое служение. А как же насчет обрезания ? Обрезание явно отменено как обязательное условие вхождения в завет (см. Гал. 5:2 "Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа"), но эта логика здесь не работает - обрезание в систему храмового служения не входило... Дело в том, что весь закон Ветхого Завета прообразителен, а не только его часть, связанная с храмовым богослужением. Во-первых, был только один праведник (Сам Христос), кото- рый до конца и в полноте исполнил весь закон (Христос подобен нам во всем, кроме греха, следовательно, только Он исполнил весь Закон). Закон всеми своими установлениями указывает на Христа своим идеалом праведника. Во-вторых, вассальные отношения между Израилем и Богом не мыслятся как предел совершенства - Бог хотел от людей больше- го. Исполнением закона могло быть только усыновление во Христе. К таким отношениям между Богом и человеком Закон толь- ко готовил людей, поэтому и назван Ап.Павлом "Детоводителем ко Христу". Наконец, Ветхий Завет, выстраивая отношения между Богом и Израилем подобно отношениям между царем (господином) и поддан- ными, перерастает сам себя тогда, когда Сам Бог отдает Себя за жизнь мира. После всего этого как-то неуместно хвалиться тем, что ты просто законопослушный "житель удела Божьего"... Итак, после Христа не отдельные положения в Законе изме- нились, а сами отношения между Богом и человеком стали другими. Если раньше Бог требовал от состоящих в завете с Ним исполне- ния положений соответствующего законодательства (как любой господин от своих подданных), то после искупительной жертвы Христа и усыновления нас в Нем Он уже не относится к нам как господин, но как отец. Из этого, конечно, не следует, что Он от нас ничего не требует... Адвентисты опасаются, что отмена Закона приводит к уп- разднению самого различия между грехом и Божией правдой. Но "Неужели от Закона грех ? Никак ... (Рим. 7:8), т.е. об'ектив- ное различие между грехом и не-грехом установлено не Законом, а Божией правдой, которая независима от Закона (Рим. 3:21) и ныне явилась в мир через Иисуса Христа. Дальнейшие же слова Рим.7:8 ("но я не иначе узнал грех, как посредством закона ...") подтверждают эту мысль: закон да- ет определение греху, т.е. тому, что не есть Божия правда, да- ет границы, вне которых этой правды нет, но не определяет саму эту правду, которая явлена во Христе. Из логики известно, что определение какого-либо понятия либо явления не может даваться отрицательно, т.е. через перечисление того, чем оно не явля- ется. Следовательно, закон сам по себе не дает познания правды Божией: познать ее можно лишь познав Христа. Духовная опасность в утверждении о необходимости соблю- дать Закон для христиан состоит в том, что этим самым как бы утверждается, что на самом деле никакого нашего усыновления Богу во Христе не произошло, мы по-прежнему рабы, а не дети Богу ,и следовательно, Христос умер напрасно... (Гал. 5,4). 2.Суббота Перейдем теперь непосредственно к вопросу о субботе. Во- обще говоря, сказанного выше вполне достаточно, чтобы дать на него исчерпывающий ответ. В условия Нового Завета подчинение Закону не входит, т.к. отношения с Богом строятся уже не юри- дически. Поэтому Бог за субботу нас не спросит. Это подтверж- дается сладующими местами из Писания: 1) На Апостольском Соборе (Деяния, гл. 15) было решено, что те, которые утверждают, что для новообращенных За- кон Моисеев (следовательно, и суббота) обязателен (ст.5), неправы. Для обращающихся из язычников установ- лены определенные требования (ст.20,29). Суббота здесь не упомянута, т.е. необходимость ее соблюдения не подт- верждена Собором. 2) Нигде в Новом Завете нет осуждения несоблюдения суббо- ты, в то время как другие пороки осуждаются: кровосме- шение (1-е Кор. 5:1-7), прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть и.т.д. (Гал. 5:19-20). 3) Напротив, с осуждением говорится о тех, кто "... поз- навши Бога, возвращаются опять к немощным вещественным началам, ... наблюдают дни, месяцы, времена и годы" (Гал. 4:9-10). 4) Прямо порицаются те, кто "... осуждают за пищу, или пи- тие, или какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу", т.к. "это есть тень будущего ..." (см. Кол. 2:16). Заметим, что обычное адвентистское об'яснение этого места, где под субботой здесь понимаются другие праздники, а не седьмой день, по-моему, не очень убеди- тельно: во фразе отдельно упомянут как праздник, так и суббота, что показывает, что суббота должна пониматься именно как седьмой день. Таким образом, утверждение адвентистов о том, что суббота неотменима, т.к. входит в 10 заповедей, не находит подтвержде- ния: в словах Ап.Павла об "освобождении из-под ига закона" нет оговорки о том, что это не касается 10 заповедей, в частности - и субботы. Подтверждения необходимости соблюдения субботы тоже нет, поэтому утверждение о том, что суббота отменена, является справедливым. Но, как говорилось выше, Закон имеет 2 роли: условие си- найского завета и учительную. Первая к нам уже не имеет ника- кого отношения, но во второй своей роли Закон о Субботе для нас не безразличен, т.к. позволяет многое понять глубже. 2.1.Что значит "Святить субботу" Заповедь звучит так: "Помни день субботний, чтобы святить его" (Исх. 20:8). Святить, на языке Библии, означало посвящать что-то Богу, отдавать Ему. Посвящение - всегда род жертвы. По- этому соблюдение субботы есть своего рода жертва Богу, которую обязан приносить каждый израильтянин - жертва своим временем. Для соблюдения субботы нет тех препятствий, которые есть для храмового служения: не нужна священническая каста, особое место (скиния, потом храм), где только и можно приносить жерт- вы и.т.д. Субботу можно соблюдать в Земле Израиля и в диаспо- ре, будучи мужчиной или женщиной, принадлежа к любому колену и.т.д. - была бы добрая воля. Храня субботу, ветхозаветный человек исповедовал, что его народ (Израиль) заключил завет не с каким-то второстепенным божком, а с Самим Творцом. Суббота была освящена при творении мира (Быт. 2,3). В чем же смысл освящать субботу каждую неделю, ведь "меньшее бла- гославляется большим" (Евр. 7,7) ? Дела рук человеческих (вер- нее, отсутствие таковых дел) никогда не освятят день субботний больше, чем он освящен Самим Творцом ! Подобно храмовым жертвам, покой субботы указывал на жерт- ву Христа. Только, если заклание жертвы на алтаре указывало на крестную смерть в Великую Пятницу, то хранение субботы было прообразом пребывания Христа в гробу в Великую Субботу. Жертва Христа в полноте исполнила закон о субботе - мы со своими попытками ничего не делать в этот день выглядим смешно, если не сказать хуже:"Усиливаясь поставить собственную правед- ность, они не покорились праведности Божией ... " (Рим. 10,3). После Христовой жертвы очевидна неполнота, неполноценность лю- бых попыток освятить ее "по заповеди". Это - еще одно указание на то, что после Христа отношения между Богом и человеком не на законе строятся. 2.2.Что значит "Сын Человеческий есть господин и Субботы" ? Господин Субботы, очевидно, это Тот, кто субботу создал и освятил. Эти слова - очередное заявление Христа о своем мессианском достоинстве. Когда является Господин Субботы, лю- бые претензии на нарушение субботнего покоя необоснованы - очевидно, что Господин Субботы больше самой субботы. Господин Субботы после Своей крестной смерти и воскресе- ния, как известно, "с нами до скончания века" (Мф. 28:20). Тем самым он освящает все дни святостью субботы - действительно, каждый день с нами Тот, кто больше субботы ! Кроме того, можно вообще сказать, что истинная жизнь во Христе есть истинное субботствование. Действительно, если мож- но вслед за Апостолом Павлом заявить "уже не я живу, но живет во мне Христос !", то не больше ли это ветхозаветного суббот- него покоя ? Ведь в таком человеке живет Господин Субботы ! 2.3.Православное почитание субботнего дня Хотя христиане не обязаны соблюдать субботу в ее ветхоза- ветном смысле, т.к. закон, вменяющий это в обязанность члену Народа Божиего, перестал быть условием Нового Завета, суббота осталась выделенным днем. Здесь нет повода обвинять православ- ных в двуличии и непоследовательности: мы отдаем субботе боль- шее почтение по сравнению с днями от понедельника до пятницы (называемыми седмичными днями) не потому, что обещали Богу так делать (как было в Ветхом Завете). Однако то, что Бог этот день благословил в начале творе- ния, мы не забываем. Таким образом, у нас как бы возродилось древнее, дозаконное отношение к субботе (благословлена суббота была при творении, запрет на работу связан с Исходом). У субботнего дня особый богослужебный устав, иной, чем у седмичных дней, церковные молитвы совершаются в этот день по другому. Короче говоря, суббота, день, благословленный Богом, является праздником, хотя не столь торжественно празднуемым, как воскресенье. В православии принято с каждым днем церковной недели и церковного года связывать воспоминания о событиях, важных для жизни Народа Божия - Церкви (праздники): это может быть память о Воскресении Христовом (Пасха и Воскресный день), о каких-то событиях из жизни Спасителя (Рождество, Преображение), о людях , в жизни которых Бог явил Свою силу (дни памяти святых). Эти воспоминания оказывают влияние на молитвы и песнопения дня. Суббота - день памяти всех прославленных Богом (всех свя- тых) и вообще день заупокойного поминовения. Так как мы ожида- ем второго пришествия нашего Господа и воскресения мертвых, для нас смерть лишена чувства безысходной тоски. И очень ло- гично, что молитвы о вошедших в "вечный покой" мы возносим в такой благословленный Господом день, да еще являющийся кануном дня воскресного. Кроме того, выделенность субботы проявляется в том, что это обязательно день, когда совершается Евхаристия - таинство Тела и Крови Господней. Христос на Тайной вечере сказал:"Сие творите в Мое воспоминание" (Лк.22:19). В некоторые дни года не принято совершать Евхаристию - это дни покаяния. Это, ко- нечно, установления человеческие. Но, когда такой день выпада- ет на субботу (равно как и на воскресенье), мы вспоминаем, что суббота благославлена самим Богом и, следовательно, не творить воспоминание о Нем было бы попыткой отменить заповедь Божию преданием человеческим... Поэтому суббота всегда день Евха- ристии. 3.Воскресенье Говоря о воскресном дне, стоит сразу отметить, что обя- занности пред Богом в этот день не работать нет. Если главный смысл ветхозаветной субботы заключался в покое, то с воск- ресным днем связана другая заповедь. Есть свидетельства древнейших времен (начиная с упоми- нания в Деяниях Апостолов 20:7), что воскресный день был днем "преломления хлеба", т.е. совершалось богослужение по заповеди Господней "Сие творите в Мое воспоминание". Итак, воскресенье было выделено хлебопреломлением (та- инством Тела и Крови Господней, Евхаристией - названия разные) по заповеди Господней "Сие творите в Мое воспоминание". Но эта заповедь, как легко можно заметить, не имеет привязки к дню недели. Просто весьма логично было "творить воспоминание о Господе" в день, связанный с воспоминанием главного Его дела - воскресения из мертвых. Вообще же говоря, так как в заповеди нет указания на день, когда "следует творить сие", то это слу- жение можно совершать в любой день (кроме сугубо покаянных дней, например, в Великий Пост), что ныне и практикуется. В апостольские времена само "преломление хлеба" соверша- лось после наступления вечера с субботу на воскресенье, т.е. по библейскому счету времени уже не в субботу; впоследствии это служение перенесли на утро следующего, т.е. воскресного дня. В качестве следов древней практики в некоторые дни цер- ковного года (Великий Четверг, кануны Рождества, Богоявления и Пасхи) Евхристия совершается, по прежнему вечером или даже (в сами праздники Пасхи, Рождества и Богоявления) глубокой ночью. Но обязанности проводить воскресенье в покое нет. Равно как и ветхозаветную субботу довольно рано (по многим данным - уже со 2-го века) перестали почитать покоем. Это видно из жиз- ни мучеников. Многие приняли мученическую смерть за Христа, когда их пытались заставить принести жертвы идолам, но я не знаю случаев мученичества из-за отказа христианина работать как в субботу, так и в воскресенье. Когда же христианство стало государственной религией, то действительно, император Константин провозгласил этот день не- рабочим, дабы христиане не имели препятствий для своего бо- гослужения, которое в те дни было преимущественно воскресным. Здесь власть пошла навстречу Церкви, а не навязала ей нечто новое, противоречащее учению Церкви. Впоследствии, с массовым ростом числа христиан и связан- ного с этим ослабления церковной дисциплины участились случаи пропусков богослужебных собраний без уважительной причины. По- этому постепенно стали вводить в церковное законодательство положение о том, что в воскресенье работать нельзя, а некото- рые богословы могли обосновать это переносом дня покоя по 4-й заповеди с субботы на воскресенье, что, конечно, не вполне справедливо. Во всяком случае, здесь есть неточность формули- ровок. Таким образом, запрет на работу в воскресенье имеет исто- рическую причину и не связан с тем, что Бог этого покоя требу- ет (как было с субботой в Ветхом Завете). Бог требует "Творить в Его воспоминание" Евхаристию - это заповедь, являющаяся условием при заключении Нового Завета, заступает на место все- го ветхозаветного Закона. В то же время, хотя Бог и не требует совершать празднова- ние Себе (Евхаристию) именно в воскресный день и не обставляет этот день дополнительными запретами на труд, но ведь и не зап- рещает! Запрета устраивать в воскресный день праздник с воспо- минанием о Воскресении Христовом нигде в Новом Завете, конеч- но, нет. Можно заметить, что кроме праздников, соблюдение которых было обязанностью ветхозаветного еврея (Субботы, Пасхи, Пяти- десятницы, Кущей, Йом-киппур), были праздники которые соблю- дались не потому, что так было предписано Законом, а в память о важных событиях в жизни Народа Божиего (Пурим-память избав- ления от гонения в Персии (см. книгу Эсфирь), Ханука-память о победе над греками, осквернившими Храм). Этого Библия не осуж- дает (см.книгу Эсфирь). Поэтому и христиане свободны устанав- ливать свои праздники, начиная с воскресного дня, а обяза- тельство соблюдать ветхозаветные праздники при заключении Но- вого Завета не ставилось... 4.Возражение на библейский урок о субботе и воскресном дне Здесь я попытаюсь дать свои возражения на урок номер 16 из серии "Так говорит Библия", а затем составить в этом стиле, так сказать "контр-урок". Возражения будут даваться на те пункты урока, которые, с моей точки зрения, сомнительны. . . . 10) В какую часть первого дня недели ап. Павел имел прощальное собрание с церковью в Троаде ? (Деян.20:7-8) Ответ урока: Вечером с субботы на воскресенье Мое примечание: Именно такова была богослужебная практика 1-х веков. Вечер в субботу (на что указывает урок) именно по библейскому счету времени от- носился уже к воскресенью. 11) Что сделал ап. Павел в течение светлой части первого дня недели, считая его обыкновенным днем ? (Деян.20:7,11,13,14,15) Ответ урока: Павел не считал этот день святым, поэтому и отправился в длинное (30 км) путешествие. Мое примечание: Запрета на работу в воскресенье нет, но глав- ное-то не в этом, а в том, что в Деяниях мы видим первое свидетельство о том, что евха- ристические собрания (а там сказано, что Па- вел "преломил хлеб") были под воскресенье. Если бы чтилась суббота, то трапеза ее встре- чи была бы в пятницу вечером, как и ныне у иудеев. 12) Что делал ап. Павел в субботу ? (Деян.18,4) Ответ урока: Говорил в синагоге. Мое примечание: Естественно, что апостол входил в синагогу для проповеди в субботу. Ведь он проповедывал иудеям Христа исходя из того, что о Христе написано в Законе и Пророках. Поэтому ему нужно было приходить в те дни, когда читался Закон. Думать, что ап. Павел это делал "из принципиальных соображений", а не ради блага проповеди, нет оснований. С моей точки зрения, тезиса о том, что апостолы соблюдали субботу, все это не доказывает. Кроме того, я решил попрактиковаться в "адвентистском" стиле проповеди и составил свой урок по похожей схеме: вопрос и место из Библии, откуда можно взять ответ (иногда - еще и комментарий). 1) Какие заповеди Сам Господь считал наиважнейшими ? (МФ. 22,37-40)_________________________________ _______________________________________________ 2) Какие заповеди назвал Сам Господь желающему обрести жизнь вечную ? (Мк.3,19)_______________ _______________________________________________ _______________________________________________ 3) Зачем был дан Закон Моисеев и каковы его сроки ? (Гал. 3,19)____________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ Примечание: Здесь явно говорится о том, что закон имеет свои сроки, и ограничен периодом от Моисея до Христа. 4) Что есть Закон ? (Гал. 3,24)____________________ ________________________________________________ 5) Под руководством ли Закона уверовавшие во Христа ? (Гал. 3,25)_____________________________________ 6) Может ли быть вред от соблюдения закона ? (Гал. 5,2)______________________________________ ________________________________________________ Примечание: Сказанное об обрезании относится ко всем установлениям Закона. Думающий оправдаться делами закона (т.е. факти- чески просто тем, что он законопослушный обыватель в На- роде Божием) забывает о даре Христовой благодати и риску- ет остаться без нее. 7) В чем заключается весь Закон ? (Гал. 5,14)______ ________________________________________________ ________________________________________________ 8) Снимает ли преходящий характер Моисеева Закона ответственность с грешащего ? (Рим. 6,15) ______________________________________________ ______________________________________________ 9) Как узнается грех человеком, еще не получившим духа благодати ? (Рим. 7,7) __________________ ______________________________________________ 10) Как можно избежать греха, имея дар от Духа ? (Гал. 5,16)___________________________________ ______________________________________________ 11) Для чего не должно употреблять свободу от закона ? (Гал. 5,13)___________________________________ ______________________________________________ 12) Может ли быть перемена в Законе ? (Евр.7,12) ______________________________________________ 13) По какой причине может быть отменена прежде бывшая заповедь ? (Евр. 7,18)________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ 14) Что говорит апостол Павел о тех, кто познав Бога возвращается к формам благочестия, данным для людей несовершенных ? (Гал. 4,9-12)__________________ _______________________________________________ _______________________________________________ 15) Стоит ли осуждать брата за несоблюдение субботних зап- ретов ? (Кол.2,16)_____________________________ _______________________________________________ 16) Что было заповедано апостолами в Духе Святом для христиан из язычников ? (Деян.15,20) __________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ 17) Почему по пришествии веры во Иисуса Христа веру- ющие не заключены под законом ? (Гал. 3, 26)____ ________________________________________________ ________________________________________________ 18) Можно ли считать, что с пришествием Христа отме- нены лишь отдельные положения Закона ? Апостол Павел свидетельствует (Гал. 5, 3):______________ ________________________________________________ ________________________________________________ 19) Почему народу Израильскому было велено соблюдать день субботний (Второзаконие 5,15):____________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ Примечание: Здесь явно указывается на связь установления за- поведи о соблюдении субботы именно с Исходом, т.е. определенно с Ветхим Заветом. относительно других заповедей ничего подобного не сказано. Итак, изучая Священное Писание, можно прийти к следующим выводам: А) Закон, данный Богом через Моисея на Синае, имеет вре- менный и преходящий характер. Б) Верующий во Христа не находится под Законом Моисеевым. В) Необходимость соблюдения субботы в Новом Завете не подтверждена ни Самим Господом, ни Его апостолами. Г) Моментом формальной отмены Закона стал Апостольский Со- бор в Иерусалиме, освободивший обращающихся ко Христу "от бремени, более необходимого". Д) С заключением Нового Завета в Крови Христовой заповеди Закона Моисеева стали "немощными и бесполезными", что и констатировал Апостольский Собор, принимая свое решение. Е) Свобода от Закона не означает вседозволенности и не должна использоваться для угождения похотям плоти. Ж) Освобождение от бремени закона возможно в силу усынов- ления верующих Богом во Христе. Таким образом, из отсутствия в писаниях Нового Завета установления о праздновании воскресного дня нельзя делать вы- вод, что это (т.е. празднование воскресения) есть то "великое отступление", в котором адвентисты пытаются обличить христиан иных исповеданий, т.к. наша подчиненность закону (в т.ч. и за- кону о субботе) упраздняется новыми отношениями с Богом - усы- новлением во Христе. Мнение же о том, что пришествие Христа отменило лишь от- дельные положения в Законе (например, обрядовый закон) также не подтверждается. 5.Заключение С моей точки зрения, исследование Библии не подтверждает мнения адвентистов о том, что суббота сохраняет свою первона- чальную значимость и в Новом Завете. Следовательно, тем самым претензии адвентистов на свою исключительность становятся нео- боснованными. Ошибка адвентистов порождена недостаточно хорошим понима- нием учения ап. Павла о законе и благодати, изложенного в посланиях к Римлянам и Галатам, а также недостаточно хорошим разбором условий заключения сменявших друг друга заветов и их сути. Сказывается и то, что не проводится различения между двумя ролями, в которых выступает Закон (условие завета и учи- тельная роль), что может ввести верующего в искушение: может показаться, что с заключением Нового Завет закон вообще теряет всякий смысл. Возникает опасение: а не проповедуется ли под видом "благодати" беззаконие? Сам по себе страх адвентистов вполне искренен, и это толкает их к утверждению незыблемости Закона, несмотря на ряд возникающих трудностей (произвольное утверждение о том, что отменен только культовый закон, искусственности в толковании Кол.2,16 и.т;д.). Кроме того, неправильно понимается смысл того, что "Сын человеческий есть господин и субботы" и вся проблематика, свя- занная с Христовыми чудесами в субботу. Доля вины лежит и на христианах других исповеданий, при- водивших не очень точные аргументы для обоснования практики почитания воскресного дня. Эти неверные об'яснения, популярные в определенную эпоху (полное отождествление запрета на работу в воскресенье с ветхозаветным субботствованием) и ввели адвен- тистов в искушение. Вообще, насколько я себе представляю историю адвентизма, начиная с В.Миллера в его рядах не было крупных богословов. Многие же положения веры адвентистов основаны на видениях Е.Уайт. Например, неизменность субботы выводится из того, что она видела скрижали в Ковчеге Завета, где текст 4-й заповеди не был изменен. Под это подгоняется и все толкование Библии, т.к. то, при неизменности субботы не может быть об'яснено, толкуется очень невнятно (см. выше). Учение о том, что закон о ветхозаветной субботе действует в полную силу, отделяет адвентистов (наряду с другими особен- ностями их веры - учением о святилище, учением о посмертном состоянии души и.т.д.) от других христианских исповеданий. Но, как мне кажется, мне удалось показать, что адвентистское уче- ние основано на неверном понимании Писания. Однако, необходи- мость отвечать на поставленные моими братьями и сестрами-ад- вентистами вопросы привела меня к более основательному изуче- нию Священного Писания для зашиты православной позиции и к уг- лублению понимания последней, за что я приношу благодарение Богу. Да поможет нам Господь прийти к общей истине - к той ве- ре, которая была передана апостолами ! КОНЕЦ И БОГУ СЛАВА !