Учение о смерти и состоянии души человека после смерти ______________________________________________________ Адвентисты считают, что между телесной смертью и телесным воскресением при Втором Пришествии Христа человек пребывает в бессознательном состоянии. Т.О., "бессмертия души" нет. Пра- вославная церковь с этим не согласна, т.к. данная точка зрения не соответствует как свидетельствам Священного Писания, так и опыту Церкви. Приведем соответствующие библейские свидетельст- ва. 1. Священное Писание учит о сошествии Христа во ад в про- межутке времени между смертью на Кресте и Воскресением: см. Ефес.4,9 ("... А 'восшел' что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места Земли ?");1-е Пет.3,18-20: ("... Потому что и Христос чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерв- щлен по плоти, но ожив духом, / Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, / Некогда непокорным ожидав- шему их Божию долготерпению ...");1-е Пет.4,6:("... Ибо и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ..."). Из вышеприведенных мест можно сделать следующие выводы: А) Христос, по смерти, подвергся общей участи со всеми умершими - сошел в место, именуемое "темницей". Б) Обитатели темницы характеризуются как "духи". В) Христос, по смерти, был в сознательном состоянии, т.к. Он был способен проповедовать "духам". Г) "Духи" - несомененно, умершие люди (1-е Пет.3,20) а не, например, ангелы. Д) Они находятся в сознательном состоянии, т.к. способны внимать проповеди Христа. Е) В "темницу" сходит Христос по по своей человеческой природе (на что указывают слова "ожив духом"), а не Святой Дух, т.к. смерти подвергся только Христос, а не другие ипостаси Св.Троицы. - 2 - Адвентисткое учение не может об'яснить обстоятельств, связаных с Сошествием Во Ад. Если "смерть это сон", то, во-первых, мертвые не могли бы слышать проповедь Христа, со- шедшего "в темницу", в во-вторых, как же Сам Христос мог там проповедовать ? Раз Христос "...подобно нам искушен во всем, кроме греха" (Евр.4,1), то уже из того, что между Крестом и Воскресением Христос не "спал", можно сделать вывод о том, что и состояние прочих умерших не подобно сну. Необходимо также отметить, что сошествие Христа во ад пророчески предсказано в Пс.138,8: "... сойду ли в преисподнюю, и там Ты". 2. В Послании к Евреям 13,22-24 сказано:"Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, / к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам правед- ников, достигших совершенства, / и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева." Отсуда тоже следует, что "праведники, достигшие совер- шенства" явно не спят, т.к. упоминаются наравне с ангелами и Самим Христом. Данное место Св.Писания говорит о единстве Церкви земной и Церкви небесной. 3. Совершенно явно о сознательном состоянии после смерти говорит Отк.6,9-10: "И когда Он снял патую печать, я увидил под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу ?" Из этого места несомненно, что "убиенные за Слово Божие": А) Пребывают в сознательном состоянии, раз могут "возо- пить". Б) Находятся в месте, достаточно почетном у Бога ("под жертвенником"), в противоположность характеристике - 3 - места, в котором находятся ветхозаветные умершие, как "темницы". В) Обращают свой вопль к Богу еще до момента Страшного Суда и всеобщего воскресения мертвых. Примечательно, что там, где в книге "В Начале было Слово" приводятся возражения на обычные толкования тех мест Библии, которые ставят под сомнение адвентистскую точку зрения, (При- мечание 7 к главе 25) вышеприведенные цитаты даже не упомина- ются, т.е. полемика с утверждениями, на них основанными, не ведется. Но, тем не менее, как согласовать ветхозаветные свиде- тельства о смерти, на которых и строится адвентистское учение, с вышеприведенными цитатами из Нового Звавета. Ведь Священное Писание не противоречит само себе ? Ответ заключается в том, что в Ветхом Завете, где многое излагается "тускло и гадательно", подробности посмертного бы- тия были Богом от человека скрыты. Та как посмертное состояние всех (кроме Илии и Еноха, которые не умирали) было весьма бе- зотрадным ("темница"), то, чтобы не парализовать волю живых, подробности загробного существования долгое время не были отк- рыты Богом Израилю. И лишь постепенно Бог открывал большее, по мере того, как люди были готовы это вместить. То, что откровение Божие "развертывалось" во времени, не удивительно: учения о воскресении мертвых нет в Пятикнижии Мо- исеевом (состояние Израиля было таково, что и это открыть ему было не полезно), а появляется только у более поздних проро- ков: Ис.26,19; Иез.37,1-14 (пророчество о сухих костях) и осо- бенно в книге пророка Даниила (12,2). Раз даже о воскресении мертвых было умолчено Моисею, не- чего удивляться тому, что о более частном вопросе о состоянии между смертью и воскресением вообще мало что говорится на про- тяжении практически всего Ветхого Завета: это - "сон" (но, за- метим, что и обычный сон бывает со сновидениями !), о "мертвых Бог не вспомнит", "мертвые Бога не восхвалят", "мертвые ничего не знают" и.т.д. Из всего сказанного следует, что "темница", "шеол" (место пребывания умерших) характеризуется тем, что там нет Бога (если речь идет об актуальном на время Ветхого Завета - 4 - состоянии, а не о пророчестве, как в Пс.138,8). Мертвые "оставлены Богом". Это для члена народа Божия, народа, живущего упованием на Бога, самое страшное, что только может быть. У умершего нет никаких перспектив - имено так сле- дует понимать известные слова из Екл.9,5 о том, что "мертвые ничего не знают": если смотреть весть контекст стиха, видно, что это утверждение противопоставляется утверждению из 1-й по- ловины стиха о том, что "живые знают, что умрут"; следователь- но, живым известна перспектива (хотя и печальная), а вот мерт- вым уже ждать нечего, они не знают, что с ними после смерти будет. Кстати, из гл.9 книги Екклезиаст следует, что ее автор не знает и о воскресении мертвых - это ему еще не открыто. Будь автору о воскресении известно, не было бы написано столь печальных слов ! Но, если на основе этих мест из Екклезиаста никто не пытается отвергать учение о воскресении, то какова логика в отрицании "жизни за гробом" на основе тех же мест ? Именно из богооставленности после смерти у выводит Христос умерших своим сошествием во ад: Бог появляется там, упраздняя тем самым эту богооставленость. После этого место, куда попадают те, кто умерли "за имя Божие", уже характеризу- ется иначе - "под жертвенником". Итак, в Ветхом Завете просто действует "фигура умолчания" о судьбе умерших - богодухновенные писатели уходят от ответа, ибо это Богом пока не открыто. Как мы видим, на протяжении еще Ветхого Завета умолчание о воскресении мертвых сменилось утверждением о том, что мерт- вые воскреснут. Не пытается же никто на основании этого гово- рить, что Библия противоречит сама себе ! Поэтому нет основа- ний считать, что появление в Новом Завете учения о сознатель- ном состоянии за гробом есть противоречие и искусственно тол- ковать известные места Св.Писания (см. то же 7-е примечание к гл. 25). В заключение хотелось бы сказать следующее: А) В период между Заветами (от 5 в. до Р.Х. до Христа) о состоянии человека после смерти понемногу кое-что ста- ло открываться Богом Израилю, что нашло свое отражение во второканонических книгах Ветхого Завета (не призна- ваемых протестантами, но являющимися, по мнению Пра- - 5 - вославной Церкви, "полезными для назидания"), так и в иудейских преданиях, на которых, например, основыва- ется притча Христа о богаче и бедном Лазаре; Б) Адвентисты отрицают сознательное состояние души после смерти из опасения спиритизма. Православная Церковь, как, впрочем, и все христианские исповедания, также осуждает спиритизм как проявление бесовской силы. В) О состоянии души после смерти в Православной Церкви до настоящего времени нет закрепленных соборным решением догматов (в отличие от католиков, у которых учение о чистилище закреплено как догмат). Есть весьма расп- ространенные точки зрения (например, о посмертных мы- тарствах), которые, однако, никогда не об'являлись обязательными для всей Церкви. Впрочем, несмотря на отсутствие формулировок, общеприня- тым в Православии является почитание святых, что можно считать несформулированным догматом. Почитание святых имеет библейскую основу (Евр.13,22-24; Отк.6,9-10; 4 Цар.13,21; Деян.19,12 и.т.д.). Впрочем, это почитание связано с единством Церкви земной и небесной. О состоянии души после смерит можно сказать следующее: - Сознание после смерти сохраняется, и умершие могут об- ращаться к Богу в молитве, и, стало быть, влиять на живущих на Земле (см. Отк.6,9-10); - Это состояние не есть само райское блаженство или адские муки, но предвесхищение одного либо другого, т.к. умершие, несмотря на наличие сознания, еще лишены телесности, т.к. тело будет восстановлено лишь при всеобщем воскресении. Учения и мнения, распространенные в православной среде, и, как правило, основанные на опыте (как правило, данном в ви- дениях) подвижников Божиих, не противоречат всему сказанному выше, полностью основанному на тексте Библии. Поэтому основа- ний их отвергать нет, хотя, конечно, с разными конкретными подробностями можно не соглашаться. А вот полное отрицания сознательного состояния после смерти не соответствует Священ- ному Писанию и является ошибкой.